Ушли далеко в прошлое советские годы, а вместе с ними исчезли так называемые "таксомоторные" парки, состоящие из желтых и серых "Волг" образца 60-х. Во время перестройки развалилась автомобильная империя, а старенькие машины были проданы по символической цене их водителям. С этого времени и начинается новая эпоха, ознаменованная частными услугами такси.
Первым извозом, конечно, занимались именно те автовладельцы, которые получили старенькие авто в качестве долгов по заработной плате. Именно на эти первые капиталы они поменяли "таксомоторный" парк на новенькие автомобили. И уже на них продолжали развивать свой бизнес, который стал ориентироваться на расширение частного извоза.
Слово "перестройка" многие еще вспоминают с содроганием. Развал страны и экономики, безработица, развитие теневого бизнеса и падение легального. Безусловно, борьба за выживание привела многих в бизнес по предоставлению различных транспортных услуг, в том числе и услуг такси. И если "советское такси" подвергалось строжайшему контролю властей как с точки зрения технического обеспечения и исправности автопарка, так и с точки зрения квалификации водителей, то новая империя не успевала контролировать качество предоставленных услуг. Государство как бы абстрагировалось от этого рыночного сегмента, оставив дело на самотек. Последствия этого невнимания мы вынуждены терпеть до сих пор.
Развязана невидимая никем транспортная война, жертвы которой исчисляются на сотни и с той, и с другой стороны. А вместо квалифицированных водителей первой и высшей категории мы получили "рыцарей" автодорог, которые без "страха и упрека" держатся за руль и ни во что не верят. Более двух десятилетий они "работают", оставляя за бортом человеческие жизни, да и свои, за которые никто не даст и ломаного гроша.
И уже нет правил дорожного движения, которые регламентировали бы лихачей, оградили бы этих работников от нормальных людей. Ибо нет сейчас нигде безопасной дороги: ни на светофоре, ни на остановке, где первый же такой "специалист" уносит несколько жизней ни в чем не повинных людей.
Постепенно и неумолимо ситуация усложнялась тем, что в "рыцари" попадали, как правило, иммигранты из стран бывшего Советского Союза: Армении, Грузии, Туркмении или Таджикистана. И фразы типа "Садись дарагой! Довезу с ветерком!" в письменном переводе не нуждаются. А значат они одно: лучше добираться общественным транспортом, если хочешь сохранить свою жизнь.
Хочется верить, что эта неконтролируемая "машина" не перемелет невинных людей, не искалечит судьбы и не перечеркнет жизни... И надеяться на то, что наше государство в ближайшем будущем задумается над тем, что делать с этим сегментом экономики, чтобы предотвратить катастрофу.
(с) бюро переводов "Priam Vista" |